16 признаков психического здоровья. Часть 1.
31 марта 2023
Психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс предлагает 16 способностей, которыми обладает психически здоровый человек. В данном посте разберем первые 4 критерия.
1. Способность любить. Здесь имеется в виду умение быть в отношениях, открыться другому человеку и в свою очередь принимать этого человека таким, какой он есть, без идеализации со всеми достоинствами и недостатками. Способность человека не обесценивать желания, потребности и проблемы партнера. Это более глубокий уровень отношений. Не минутная влюбленность с розовыми очками, а зрелая любовь, в которой наблюдается всецелое принятие и взаимопонимание. Также отношения такого типа включают в себя искренность и преданность. Многие люди сознательно и бессознательно порой пытаются переделать свою вторую половинку. Происходит это из-за непринятия: нам может не нравиться какая-то черта личности или определенное поведение, и мы требуем от других людей соответствия определенным стандартам. Однако такое мышление препятствует зрелой любви. Из-за этого люди не могут быть достаточно искренними с партнером, и они отдаляются всё дальше от эмоциональной близости.
2. Способность работать. Этот пункт касается не только профессии и работы как о средстве заработка. Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы, опираться на тот смысл, который в это дело вкладывает человек и который из этого дела извлекает для себя. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Если люди чувствуют себя совершенно бесполезными для общества, в них можно наблюдать много подавленного раздражения. И поднять у этих людей самооценку достаточно сложно. Каждому человеку важно чувствовать, что его «делание» в жизни, имеет смысл и значение и для других людей тоже, а не только для него самого.
3. Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Нэнси Мак Вильямс говорит о способности взрослого человека «играть», ссылаясь на исследования психолога Ж. Пангсеппа, который доказал, что игра имеет большое значение для развития мозга. Он писал, что молодые животные часто играют, используя телесный контакт, и это является важным и значимым для их развития. При этом если животным не позволить играть один день, то на следующий день они будут играть с двойным усердием. В ходе изучения работы мозга, связи игры и построения образов, выяснилась четкая взаимосвязь между способностью к высокой концентрации и игрой. Игры, на ранней стадии развития ребенка, связаны с его способностью юморить и получать удовольствие. Ученый провел аналогию с людьми и сделал вывод, что возможно, гиперактивность у детей — это следствие недостатка игры. Психологи также отмечают тенденцию: мы перестаем играть. Наши игры из «активных» превращаются в «отстраненно-наблюдательные». Мы все меньше танцуем, поем, занимаемся спортом и все больше наблюдаем за тем, как это делают другие.
4. Способность к безопасным отношениям. Психоаналитик Джон Боулби считает, что основным элементом общения является безопасность отношений. В ходе здорового развития ребенка с рождения до семи-восьми лет, дети видят родителей, как некую безопасную бухту. Благодаря этим безопасным отношениям с родителями дети учатся доверять пространству, миру и людям.
Он описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (человеку сложно выносить одиночество, поэтому он «прилипает» к значимому объекту) и избегающую (мы можем легко отпустить другого, но при этом остаемся с колоссальной тревогой внутри). Впоследствии выделился еще один тип привязанности — дезорганизованный (тревожно-избегающий): люди «прилипают» к объекту привязанности и одновременно «кусают» его. Люди с этим типом привязанности часто реагируют на ухаживающего за ними человека как на источник одновременно тепла и страха. Это свойственно людям с пограничным уровнем личностной организации, и часто наблюдается после насилия или отвержения в детстве. Эти типы привязанности ребенок переносят в свою взрослую жизнь в отношении к людям, в работе, с партнером.
Ребенок, растущий в отношениях безопасной привязанности, вырастает во взрослого, способного строить отношения на основе безопасной привязанности. С возрастом сам по себе тип привязанности, на котором строит отношения человек, не изменяется. Поэтому, если в детстве он не получил опыта безопасной привязанности, он не способен в дальнейшем построить безопасные отношения. Однако это не безнадежная ситуация. Исследования показывают, что человек может обучиться безопасной привязанности в результате постоянных безопасных отношений или в ходе терапии.
Автор: Даша Яковлева