Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Почти школьный психолог

×
О проекте Полезные материалы Хочу задать вопрос
О проектеСуть проектаПрограммы проектаКак стать волонтером проекта?
Суть проекта
Программы проектаЭкзаменационный стрессВыбор профессииИгротека от волонтёров-психологовОбучение для волонтёров
Как стать волонтером проекта?
Полезные материалыСтрессПрофессииВыгораниеАдаптация
Стресс
Профессии
Выгорание
Адаптация

Новости

16 признаков психического здоровья. Часть 1.

16 признаков психического здоровья. Часть 1.

31 марта 2023

Психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс предлагает 16 способностей, которыми обладает психически здоровый человек. В данном посте разберем первые 4 критерия.

1. Способность любить. Здесь имеется в виду умение быть в отношениях, открыться другому человеку и в свою очередь принимать этого человека таким, какой он есть, без идеализации со всеми достоинствами и недостатками. Способность человека не обесценивать желания, потребности и проблемы партнера. Это более глубокий уровень отношений. Не минутная влюбленность с розовыми очками, а зрелая любовь, в которой наблюдается всецелое принятие и взаимопонимание. Также отношения такого типа включают в себя искренность и преданность. Многие люди сознательно и бессознательно порой пытаются переделать свою вторую половинку. Происходит это из-за непринятия: нам может не нравиться какая-то черта личности или определенное поведение, и мы требуем от других людей соответствия определенным стандартам. Однако такое мышление препятствует зрелой любви. Из-за этого люди не могут быть достаточно искренними с партнером, и они отдаляются всё дальше от эмоциональной близости.

2. Способность работать. Этот пункт касается не только профессии и работы как о средстве заработка. Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы, опираться на тот смысл, который в это дело вкладывает человек и который из этого дела извлекает для себя. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Если люди чувствуют себя совершенно бесполезными для общества, в них можно наблюдать много подавленного раздражения. И поднять у этих людей самооценку достаточно сложно. Каждому человеку важно чувствовать, что его «делание» в жизни, имеет смысл и значение и для других людей тоже, а не только для него самого.

3. Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Нэнси Мак Вильямс говорит о способности взрослого человека «играть», ссылаясь на исследования психолога Ж. Пангсеппа, который доказал, что игра имеет большое значение для развития мозга. Он писал, что молодые животные часто играют, используя телесный контакт, и это является важным и значимым для их развития. При этом если животным не позволить играть один день, то на следующий день они будут играть с двойным усердием. В ходе изучения работы мозга, связи игры и построения образов, выяснилась четкая взаимосвязь между способностью к высокой концентрации и игрой. Игры, на ранней стадии развития ребенка, связаны с его способностью юморить и получать удовольствие. Ученый провел аналогию с людьми и сделал вывод, что возможно, гиперактивность у детей — это следствие недостатка игры. Психологи также отмечают тенденцию: мы перестаем играть. Наши игры из «активных» превращаются в «отстраненно-наблюдательные». Мы все меньше танцуем, поем, занимаемся спортом и все больше наблюдаем за тем, как это делают другие.

4. Способность к безопасным отношениям. Психоаналитик Джон Боулби считает, что основным элементом общения является безопасность отношений. В ходе здорового развития ребенка с рождения до семи-восьми лет, дети видят родителей, как некую безопасную бухту. Благодаря этим безопасным отношениям с родителями дети учатся доверять пространству, миру и людям.

Он описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (человеку сложно выносить одиночество, поэтому он «прилипает» к значимому объекту) и избегающую (мы можем легко отпустить другого, но при этом остаемся с колоссальной тревогой внутри). Впоследствии выделился еще один тип привязанности — дезорганизованный (тревожно-избегающий): люди «прилипают» к объекту привязанности и одновременно «кусают» его. Люди с этим типом привязанности часто реагируют на ухаживающего за ними человека как на источник одновременно тепла и страха. Это свойственно людям с пограничным уровнем личностной организации, и часто наблюдается после насилия или отвержения в детстве. Эти типы привязанности ребенок переносят в свою взрослую жизнь в отношении к людям, в работе, с партнером.

Ребенок, растущий в отношениях безопасной привязанности, вырастает во взрослого, способного строить отношения на основе безопасной привязанности. С возрастом сам по себе тип привязанности, на котором строит отношения человек, не изменяется. Поэтому, если в детстве он не получил опыта безопасной привязанности, он не способен в дальнейшем построить безопасные отношения. Однако это не безнадежная ситуация. Исследования показывают, что человек может обучиться безопасной привязанности в результате постоянных безопасных отношений или в ходе терапии.

 

Автор: Даша Яковлева