Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Почти школьный психолог

×
О проекте Полезные материалы Хочу задать вопрос
О проектеСуть проектаПрограммы проектаКак стать волонтером проекта?
Суть проекта
Программы проектаЭкзаменационный стрессВыбор профессииИгротека от волонтёров-психологовОбучение для волонтёров
Как стать волонтером проекта?
Полезные материалыСтрессПрофессииВыгораниеАдаптация
Стресс
Профессии
Выгорание
Адаптация

Новости

💬Ненасильственное общение: что это, какие принципы?💬

💬Ненасильственное общение: что это, какие принципы?💬

15 марта 2023

Мы часто можем встретить в жизни фразу «ненасильственное» или «экологичное общение», однако что это такое и как его использовать может быть не понятно. Давайте разберемся по порядку.

❗Ненасильственное общение (ННО) – это популярный метод разрешения конфликтов, в основе которого объективные факты и конкретика. Предпосылкой для ННО является то, что наши привычные, автоматические ответные реакции могут ранить других людей. Розенберг называл такое общение «насильственным» и верил, что язык общения подталкивает нас к осуждению, сравнению и требованиям друг от друга.

🟢Принципы ННО:

1. Наблюдайте за фактами. Выделите определенные факты, которые влияют на наше благосостояние, и поговорите о них с человеком.

2. Подмечайте чувства. Проследите, что именно чувствуете в ответ на наблюдения, и донесите эти чувства до человека.

3. Выясните потребности. Осознайте желания и ценности, которые формируют ваши чувства, и объясните их человеку.

4. Обратитесь с просьбой. Просите конкретных действий, которые исправят ситуацию.

Рассмотрим каждый шаг в подробностях:

✅1. Наблюдайте за фактами без осуждения и преувеличения

Мы не можем всегда быть совершенно объективны, но первым шагом к ННО является отделение наблюдений (таких как «последние три раза, когда я предлагал это, ты отказывался») от суждений (таких как «ты никогда не делаешь того, что я хочу»). Для большинства людей говорить без осуждения, критики или другой формы анализа требует большой практики (рис 1).

Если вы осуждаете человека, озвучивая разумное наблюдение, получатель может воспринять ваше наблюдение как незаслуженную критику. Осуждение, ярлыки, сравнение, критика и прочий анализ подразумевают, что человек не прав или сделал что-то плохое.

✅2. Подмечайте чувства, а не случайные мысли и ожидания.

Второй шаг ННО — описать эмоцию, которую вызвало это конкретное наблюдение. Если «чувства» выражены как мысли или ожидания, часто они могут быть интерпретированы как оценка чужих действий (рис 2).

✅3. Раскрывайте потребности, стоящие за конкретным чувством.

Третья ступень ННО – раскрытие внутренней потребности, из-за которой вы отреагировали определенным образом, и донесение её до собеседника. Существуют разные речевые формулировки, которые могут усложнить этот шаг. В особенности, из-за пренебрежения нашими потребностями или отрицания личной ответственности за наши чувства (рис 3).

Если мы берем ответственность за наши чувства, становится куда проще фокусироваться на наших желаниях, и мы можем также принимать во внимание желания других людей (обращая внимание на то, что они чувствуют).

✅4. Откровенно озвучивайте просьбы, основываясь на своих потребностях, а не требованиях.

Как только вы установили и открыто обозначили ваши потребности, финальной ступенью ННО является просьба осуществить ваше желание. Розенберг обращает внимание, что, если мы не озвучим свои чувства и потребности наряду с просьбой, она прозвучит как требование. Просьбы воспринимаются как требования в случаях, когда слушатель убежден, что будет наказан или осужден, если не подчинится (рис 4).

Важно помнить, что вы не можете заставить кого-то что-то сделать, и попытка принудить человека может негативно сказаться на ваших отношениях в будущем.

Использование четырех шагов ННО может послужить эффективным решением в конфликтных ситуациях. Находим важным отметить, что ННО должно использоваться только в тех ситуациях, когда люди следуют интересам друг друга. Эта стратегия не поможет в насильственных отношениях (где раскрывать информацию насильнику может быть опасно), или в отношениях, построенных на иерархии (например, между генеральным директором и стажером, где запрашивать личную информацию может быть неуместно).

Автор: Даша Яковлева