Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Межстрочный интервал
Шрифт
×

Почти школьный психолог

×
О проекте Полезные материалы Хочу задать вопрос
О проектеСуть проектаПрограммы проектаКак стать волонтером проекта?
Суть проекта
Программы проектаЭкзаменационный стрессВыбор профессииИгротека от волонтёров-психологовОбучение для волонтёров
Как стать волонтером проекта?
Полезные материалыСтрессПрофессииВыгораниеАдаптация
Стресс
Профессии
Выгорание
Адаптация

Новости

Зачем анализировать себя?

Зачем анализировать себя?

4 августа 2022

Еще целый месяц лета впереди. Можно спокойно отдохнуть, набраться сил и подготовиться к учебному году. Кстати, как понять, что ты в порядке, отдых проходит продуктивно, и легкий ветерок голову обдувает, а не царствует в ней?

На помощь тебе придет очень полезный навык для современного человека — рефлексия. Что это и зачем она нужна, смотри ниже 👇🏻

❗Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов.

Иными словами, то, как ты анализируешь собственные действия и поступки, а затем выносишь из этого какие-то жизненные уроки, и есть рефлексия. Уверены, что этот процесс тебе хорошо знаком

Существует несколько видов рефлексии:

🧠 Рефлексия эмоционального состояния и настроения — умение оценивать свои состояния и отслеживать таковые у окружающих. Для будущего (или уже настоящего) студента это особенно важно, ведь в сентябре ты придешь к другим людям. Такой вид рефлексии обусловлен установлением необходимого эмоционального контакта с группой. Часто он используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода.

🧠 Рефлексия деятельности — оценка результативности своих действий, построенной стратегии поведения. Помогает оптимизировать учебный процесс. Студенты с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (приемы, манипуляции, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса.

Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце занятия также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность студентов на всех его этапах.

🧠 Рефлексия содержания учебного материала — анализ того, насколько изученный материал понятен, где есть белые пятна, что стоит уточнить. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми на анализе субъективного опыта.

Так зачем же нужна рефлексия студенту?

Она помогает:
💡избавляться от стереотипных и бездумных реакций;
💡критически мыслить;
💡смотреть на себя со стороны и давать оценку своим поступкам;
💡взвешивать за и против, принимать обдуманные решения и учиться на собственных ошибках;
💡освобождаться от ненужных мыслей;
💡правильно переживать прошлый опыт и защищаться от психологических травм.

Рефлексия позволяет студентам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Когда студент отвечает себе на вопросы: «Как я могу применять это дальше? Как это связано с прошлым опытом? Что из того, что я узнал, для меня важнее всего?», он структурирует пройденное.

Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта, рефлексия — это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.

Вот так. Рефлексируй, думай, чем для тебя был полезен материал, а чего тебе не хватило, и будет тебе счастье!

Авторs: Катерина Чеснокова, Галина Сыровая