7 правил эффективной самопрезентации
10 апреля 2022
Мы уже говорили с вами о важной современной компетенции - самопрезентации.
Давайте теперь рассмотрим семь ее самых важных правил!
— Правило первое – первые 7 секунд
Соблюдение этого правила поможет вам сформировать о себе правильное первое впечатление. Помните, что человек (аудитория) начнет вас оценивать, как только вы окажетесь в поле его (ее) зрения. Чтобы показать себя достойно, нужно контролировать осанку и не сутулиться, держать голову прямо, а плечи – расправленными. Взгляд и голос должны быть уверенными, а рукопожатие – крепким.
— Правило второе – первые 30 секунд
Второе правило позволит вам расположить собеседника к себе. Во-первых, на вас должна быть одежда, соответствующая принятому дресс-коду и ситуации. Для любого человека оптимальным вариантом станет деловой стиль. Не стоит надевать на себя лишние аксессуары – вполне хватит часов, обручального кольца и/или сережек.
Во-вторых, ваша одежда должна быть наглаженной и чистой. Не возбраняется пользоваться хорошим парфюмом.
В-третьих, начав говорить, следите за тембром своего голоса. Все эти вещи позволят дополнить образ, сложившийся у человека за первые семь секунд, и станут демонстрацией того, что с вами стоит вести беседу.
— Правило третье – грамотный рассказ о себе
Повествование на тему своей личности является проявлением профессионализма. Если вы заблаговременно проработаете небольшую историю о своих умениях, достижениях и опыте, то сможете за считанные минуты донести самое важное до собеседника.
Можно оперировать цифрами, датами, процентами и указывать на достигнутые в прошлом результаты и личные достижения. Полезно употреблять совершенные глаголы, такие как «улучшил», «добился», «разработал», «внедрил» и т.д., т.к. они помогут подчеркнуть законченность ваших действий и полученный результат. А для возбуждения интереса к вашим словам уместно рассказать одну-две истории из профессиональной и/или личной жизни.
В заключение вашего повествования у собеседника должно сформироваться о вас представление, как о человеке, с которым стоит иметь дело, который добивается целей, не боится работы; как о человеке, полезном для сотрудничества и даже незаменимом.
— Правило четвертое – невербальные средства общения
Самопрезентация – это не только словесное, но и невербальное общение. Это значит, что при общении с человеком вам нужно контролировать свои жесты, мимику, позы, другим словами – язык тела.
Не нужно скрещивать руки или ноги, чересчур активно жестикулировать, постоянно ерзать на стуле, перебирать ручку в руках или грызть губы. Подобные вещи считаются признаком закрытости, нервозности, неумения контролировать себя, неуверенности и неготовности к ведению диалога.
Напротив, прямая осанка, уверенный взгляд, направленный в глаза собеседнику, спокойное поведение, умеренное кивание головой и уместная улыбка скажут о вас совсем иначе. Они покажут, что вам вполне комфортно, что вы быстро адаптируетесь к новым условиям, умеете находить общий язык и не теряете самообладания. А такой человек всегда интересен, и с ним хочется общаться.
— Правило пятое – установление контакта
Для успешной самопрезентации важно не только внимательно слушать собеседника, умело преподносить себя и отвечать на вопросы, но и самому проявлять интерес.
Грамотное общение – это диалог, поэтому нужно задавать вопросы на интересующие вас темы. Вопросы помогут создать положительную атмосферу и оптимальный уровень первичного доверия и узнать новую информацию.
Многие люди боятся спрашивать о чем-то других, особенно, если они выше по статусу, пользуются большим авторитетом и занимают серьезные посты. Но это неправильно, ведь вы продаете свои умения и навыки, свой опыт, а значит, и цена должна быть соответствующей.
— Правило шестое – ответы на вопросы
Вероятнее всего, презентуя себя, вы столкнетесь с вопросами, и это не должно стать для вас неожиданностью. Чтобы грамотно отвечать, когда вас о чем-то спрашивают, вы в первую очередь должны быть специалистом в той области, о которой идет речь. Следует избегать голословности, необоснованных суждений и скоропостижных выводов. Хорошие ответы – это ответы четкие и по делу, без лишних подробностей и пространных рассуждений.
— Правило седьмое – завершение презентации
Можно назвать это завершением сделки, т.е. вы мотивируете человека иметь с вами дело. Спросите, какие перспективы могут вас ждать, когда ждать звонка, планируется ли новая встреча.
Скажите еще раз несколько слов о том, зачем и почему с вами стоит сотрудничать, какие выгоды собеседник получит, если согласится на это. И не забывайте благодарить людей за уделенное вам внимание, а если общение доставило вам удовольствие, не стесняйтесь это демонстрировать доброжелательной улыбкой и парой приятных слов на прощание.
Автор Дарья Смирнова
Дизайн Диана Джовтханова