Управление персоналом
21 марта 2022
Общее описание профессии
Цель специалиста по управлению персоналом — добиться максимальной эффективности от человеческих ресурсов. Только в таком случае компания может рассчитывать, что работа будет вестись быстро и слажено, а положительные результаты коммерческой деятельности будут на высоте.
Специалист по персоналу формирует кадровую политику — сюда входит:
- разработка системы подготовки сотрудников — чтобы уровень квалификации всегда был актуальным;
- обеспечение здоровой психологической среды — известно, что склоки и конфликты внутри коллектива ведут к снижению работоспособности;
- мотивация сотрудников — в приподнятом настроение и на энтузиазме они в разы лучше и быстрее справляются со своими обязанностями.
Специфика профессии Работа с кадрами – задача не для всех. Тот, кто умеет общаться, обожает анализировать и много думать, стремится к неформатной работе, может претендовать на управление персоналом, как на профессиональную деятельность.
Стремления могут быть достигнуты через разнообразные менеджмент направления. Условно деятельность управленца делят на 4 вида:
✔Диагност (оценка и подбор кадров).
✔Консультант (оптимальный поиск всевозможных методов решения проблемы).
✔Тренер-менеджер (повышение эффективности предприятия за счет улучшения компетенции сотрудников).
✔Администратор (принимает решения, развивающие организацию комплексно).
Профессиональная деятельность, связанная с кадрами, зависит от принципа работы организации и ее специалистов, задействованных в этом процессе. Допускается рассмотрение разных моделей, и среди них наибольшей популярностью пользуются консалтинговые и кадровые агентства. Их специфика работы заключается в грамотном подборе кадров на вакантную должность.
Какие функции выполняет специалист по персоналу
Чем крупнее компания и больше штат сотрудников, тем шире круг обязанностей и задач у специалиста по персоналу. Перечислим некоторые из них:
- разработка стратегии работы с коллективом;
- проведение собеседований, принятие решений относительно того, подходит ли рассматриваемый кандидат для выполнения определенных задач или нет;
- поиск нужных кадров для укомплектования трудового коллектива;
- анализ потребности в тех или иных квалифицированных сотрудниках;
- организация профессиональной подготовки кадров — семинары, тренинги, курсы повышения квалификации и др.;
- участие в обсуждениях, а также принятие и выполнение решений касательно найма, продвижения по карьерной лестнице, понижения, перевода, назначения наказания, увольнения;
- подготовка трудовых контрактов;
- заполнение кадровых документов и личных дел;
- анализ рынка труда, средней величины заработной платы, обсуждение с руководством текущего положения с кадрами;
- разработка схемы по мотивации работников;
- формирование кадровых резервов.
Далеко не всегда всё это выполняет один человек — некоторые обязанности можно разделить между несколькими сотрудниками отдела по управлению персоналом.
Что должен знать специалист?
При получении профессии управления персоналом, «кем работать» — вопрос, который остро встает перед выпускником. Для начала следует разобраться, какими знаниями обязан обладать профессиональный человек. Работать с правильной речью – главное, что требуется от сотрудника. Кроме того, он должен доступно и четко излагать информацию и результаты проведенных анализов. Отчеты и характеристики изучают сотрудники и руководство, иногда далекие от социологии и психологии. Кадровику необходимо писать таким образом, чтобы читающие понимали смысл его слов. Еще одним требованием к специалисту считается интерес и стремление к профессиональному развитию в своей деятельности. Ключевым направлением внимания кадровиков становится понимание сильных и слабых сторон человека. Если человека привлекает теория и практика с человеческими ресурсами, обучение по данной специальности точно ему подходит. Перспективы управления персоналом весьма радужные, а потому образование в этой области стало актуальным.
Менеджер по персоналу или HR- менеджер
Это специалисты, которые отвечают за формирование кадров на предприятии. Эти профессии достаточно молоды в нашей стране. Их обладатели являются стратегическими управленцами, в обязанности которых входит кадровая политика компании. Они занимаются разработкой системы обучения персонала, стимуляцией сотрудников и поддержкой здорового и рабочего климата в коллективе. От деятельности HR-менеджера во многом зависит успешная работа предприятия, ведь кадры решают всё. Именно от него зависит подбор нужного персонала, он принимает участие в решениях по увольнению сотрудников, составлению трудовых договоров, созданию кадрового резерва, ведению личных дел работников и другой кадровой отчетности.
Данная профессия подходит тем, кто с интересом изучал психологию и обществознание. Благодаря этим знаниям он сам даст оценку сотруднику, подходит ли ему данная профессия или нет, с легкостью опишет его личность и интеллект.
Требования к менеджеру по персоналу
Требования, предъявляемые работодателями к специалисту по персоналу тоже обширны и затрагивают не только профессиональные навыки, но и личные качества:
✔знание трудового законодательства РФ;
✔умение работать с кадровыми документами, знание правил охраны труда;
✔умение выстраивать кадровую политику;
✔правильная речь и умение грамотно изъяснять мысли на бумаге;
✔знание и умение применять на практике различные тесты для оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на работу и действующих сотрудников;
✔понимание современных концепций управления трудовыми ресурсами;
✔владение ораторским искусством;
✔базовые знания в социологии;
✔использование инструментов тайм-менеджмента.
Какими личностными качествами должен обладать специалист
Чтобы стать успешным профессионалом в выбранной сфере, нужно быть:
- коммуникабельным,
- беспристрастным,
- добросовестным,
- инициативным,
- внимательным,
- креативным,
- уверенным,
- спокойным,
- этичным.
Очень важно обладать гибким стратегическим мышлением, чтобы решать нестандартные масштабные задачи на предприятиях.
У этой профессии есть ряд преимуществ и недостатков — учитывайте их при выборе карьерного пути:
Плюсы:
- интересная работа
- достойная зарплата
- комфортные условия труда
- востребованная специализация
Минусы:
- ответственная работа, которая часто сопровождается стрессом
- нередко приходится принимать и исполнять неприятные решения — штрафные санкции, увольнение и тп.
Как стать специалистом по персоналу
Работодатели не возьмут специалиста без диплома, значит, про самообразование забываем сразу. Тогда остаётся два варианта:
- Вузы
2. Онлайн-курсы
Так, например, в Тверском Государственном университете существует направление Управление персоналом (37.03.03) при институте экономики и управления
Продолжительность обучения – 4 года (очная), 4 года и 5 месяцев (очно-заочная)
Форма обучения: очная, очно-заочная
Предметы, которые необходимо сдать для поступления (ЕГЭ)
- Русский язык
2. Обществознание
3. Математика (профильный уровень)
Студенты, успешно освоившие программу подготовки бакалавра, могут продолжить обучение в магистратуре в течение двух лет и получить квалификацию магистра
Подробнее о направление и об институте экономики и управления
Зарплата
После окончания вуза задержки с устройством на работу практически не возникает. Ведь специалист данной отрасли необходим на любом предприятии со штатом более 150 человек. Лучшим вариантом для работы будет кадровое агентство, где благодаря проявленным знаниям, трудолюбию и стремлению можно стать хорошим менеджером. Зарплата менеджера по персоналу всегда зависит от статуса компании, штата сотрудников и уровня ответственности. Зарплата по России в среднем колеблется от 20000 до 80000 руб. Конечно же, самый высокий уровень оплаты наблюдается в Москве от 40000 до 150000 руб.
Кем работать?
Менеджер по персоналу — многоступенчатая профессия, с возможностью карьерного роста. В мелких компаниях функции управления сотрудниками выполняет один человек, в крупных организациях создаются целые отделы.
Должности:
- Рекрутер — спец по подбору кадров;
- Тренер — мастер реализации программ обучения;
- Кадровик — ведущий делопроизводитель, работник занимающийся ведением и оформлением кадровой документации;
- HR-менеджер — специалист по оценке и управлению подчиненными;
- Тимбилдер — сотрудник ответственный за мотивацию и корпоративную культуру.
Вершина карьерной лестницы — директор по персоналу.